?

Log in

No account? Create an account
Александр Подрабинек
Возвращение сладкой парочки 
3-дек-2009 02:56 pm
Они возвращаются. Причем все вместе, вчетвером – рабочий, колхозница, серп и молот. Рабочее-крестьяеские лица монументально грубы и по-советски жизнерадостны. Немудрено – ведь они родились в славном 1937 году от скульптура Веры Мухиной и архитектора Бориса Иофана. Возврат советских монументальных памятников – примета времени. Или симптом болезни. Или признак агонии.

Хорошо еще, что так и не удалось достроить по проекту Иофана Дом Советов с 10-метровым Лениным на макушке, для чего в свое время снесли на Чертолье храм Христа Спасителя. А то Лужков, пожалуй, снес бы новый храм ради возвращения Лукича и торжества советской монументальной пропаганды.

4 декабря планируется открыть отреставрированный символ сталинской эпохи там же, где он стоял и раньше – на ВВЦ. Что будет означать для москвичей, да и для всей страны, обновленный памятник? В 1937 году, когда его лепили для Всемирной выставки в Париже, он должен был наглядно продемонстрировать, что СССР – настоящее рабоче-крестьянское государство. Вот смотрите: у нас и памятник такой есть – рабочий и колхозница впритирку друг к другу тащат свое самое дорогое – серп и молот. И герб у нас с серпом и молотом, и флаг тоже. Государственная идея того времени – диктатура пролетариата. Ученые, врачи, учителя, писатели, музыканты и всякая прочая интеллигенция – это отбросы общества, второсортный товарец, не стоящий серьезного внимания ничьего, кроме разве что партийного агитпропа и органов НКВД. Такая госидея была тогда.

А что теперь? Воплощением чего должны стать рабочий и колхозница? Лужковской грусти по советскому прошлому? Кремлевской тоски по сильной руке? Разумеется, нам в тысячный раз будут повторять, что это часть нашей истории, и нельзя от нее отказываться. А про себя будут думать, что нельзя отказываться не только от символов, но и от сути умершего режима. Грани между символами прошлого, поклонением прошлому и возрождением прошлого так неопределенны.

Восстановление памятников ради, якобы, исторической справедливости нам объясняют тем, что они просто когда-то стояли здесь. Ради такой «исторической справедливости» почему бы не восстановить памятник Иуде Искариоту, который был установлен большевиками в 1918 году в Свияжске под аккомпанемент расстрелов местных священников и монахинь? Богоборческую операцию проводили тогда Лев Троцкий, Всеволод Вишневский и Демьян Бедный. Позже памятники Иуде, как «борцу с христианством», были установлены в Козлове (ныне - Мичуринск), а в 1921 году - в Тамбове - так коммунисты отметили подавление командармом Тухачевским Тамбовского крестьянского восстания, при котором будущий советский маршал использовал против своих соотечественников отравляющие газы. Восстановим и эти памятники? Ведь Иуда, таким образом, это тоже часть нашей истории! А может, повторим и сопутствующие возведению памятников события – ведь и это «часть нашей истории».

Сегодняшняя российская власть восстанавливает «историческую справедливость» исключительно в рамках советской эпохи. Не слышно от властей о каких-либо намерениях восстановить памятники Александру II и Александру III в Москве, генералу Скобелеву на Тверской площади в Москве и перед Финляндским вокзалом в Петербурге, монумент в честь 300-летия династии Романовых в Костроме, да и множество других памятников досоветского прошлого по всей России. Почему бы не восстановить старый государственный гимн, заменив нынешний сталинский царским - на музыку Алексея Львов, хотя бы и без слов «Боже царя храни» Василия Жуковского? Разве это не часть нашей истории, к тому же более старой и менее кровавой, чем советская?

В этом избирательном подходе к повергнутым некогда памятникам, в этом лукавом манипулировании «исторической справедливостью» просматриваются нехитрые кремлевские планы. Они вовсе не уважают историю России, а восстанавливают только ту часть нашего прошлого, которое хотят сделать нашим будущим. Поэтому Мухинская композиция вполне может стать символом новой российской государственности. Если, например, под рабочим и колхозницей иметь ввиду Владимира Путина и Дмитрия Медведева. В едином порыве, тесно прижавшись друг к другу, они тащат вверх символическую вертикаль власти, украшенную серпом и молотом, как праздничная елка рождественской звездой. А можно две орлиных головы на гербе России заменить рабоче-крестьянскими головами? Тогда памятник приобретет особую актуальность.

Опубликовано в ЕЖе 03.12.2009 г.
Comments 
3-дек-2009 12:07 pm
Как не собирают, всё пулемёт у них получается.
3-дек-2009 12:26 pm
Почему бы не смотреть на них как на фильмы Лени Рифеншталь? Сомневаюсь, что эти фигуры могут иметь хоть какую-нибудь идейную значимость, чистое искусство. Нынешние идейные найдут себе новые символы, рабочие с колхозниками уже не катят, хоть пулемёт им в руки дай. А этот восстанавливают по просто причине - к нему привыкли, это действительно, исторический памяник Москвы, он в памяти. И вовсе не о Сталине и 37 где, а о кино, скажем. Как и в других городах, пущай будет, оль уж есть. А царей не помнит никто. И на нашей памяти он эту идейную значимость он безнадёжно утерял - достаточно вспомнить тысячи карикатур. Что само по себе урок. Какая уж там духоподъёмность.
3-дек-2009 12:39 pm
ОТЛИЧНО
3-дек-2009 01:09 pm
По-моему, очень хорошая скульптура, авангардная и постмодернистская одновременно.
3-дек-2009 01:13 pm - Кстати, о гимне:
За десять лет своей власти - с 1991 по 2001, условно, годы - демократы так и не смогли придумать два куплета слов к государственному гимну! Ни на музыку Глинки, ни на музыку Львова, ни вообще на какую-либо музыку. Хотя и конкурсы объявляли, и призы сулили... О чём это говорит?
И так, между прочим, во всём. Советская эпоха оставила "Рабочего и колхозницу" - а от вас что останется? Черкизон? Разве что
3-дек-2009 01:22 pm - Опять вам-козлам инструкции вовремя не раздали...
\\Весь позитив, который был достигнут страной в годы правления Иосифа Сталина, был достигнут неприемлемой ценой\\
Об этом заявил Владимир Путин,
3-дек-2009 01:50 pm - В комплект к шорам входят уздечка и кнут:
А в комплект к "Боже, царя храни" - такие неприятные вещи, как погром, процентная норма и черта оседлости. Напомнить, кто избавил от вего этого? Или сами вспомните?
(Удалённый комментарий)
3-дек-2009 06:32 pm - Чучела
Говорят, что в этой скульптуре есть художественная ценность... Но для меня она так сильно ассоциируется с советской влястью, что судить не могу. И народное название "Чучела" так к ней прилипло, что невозможно отвлечся...

Но ее символическое восстановление на старом очень заметном месте? Тут у меня сомнений нет!


Edited at 2009-12-03 18:35 (UTC)
3-дек-2009 08:06 pm
Всё точно подмечено, очень избирательное и точечное восстановление "исторических памятников", в них угадывается направление вектора намерений "реставраторов".
3-дек-2009 09:00 pm
Храм Христа Спасителя. Памятник Колчаку в Иркутске. Памятник Николаю Второму - который, кстати, взорвали ваши нынешние союзнички из НБК, с каковыми союзничками я вас, опять же кстати, от всей души поздравляю.
3-дек-2009 11:25 pm
Я, собственно, вот что хотел показать) http://community.livejournal.com/ru_sovarch/175556.html буду помнить их такими).
4-дек-2009 12:04 am - Утилизация истории
А меня давно этот вопрос интересовал: Сколько лениных должно храниться на один квадратный *лометр? Если останется только один (допустим, в Шушенском на центральной площади у сельсовета), будет ли это предательством нашей истории? Или одного мало? Хорошо, давайте ещё в Питере оставим возле Смольного. Достаточно? Нет? Тогда сколько их нужно, чтобы не предать историю, чтобы не отказаться от прошлого?
Это принципиальный вопрос, потому что сталиных убрали отовсюду, а лениных распихали везде, где только нашли достаточно места, и теперь мы не находим слов, чтобы объяснить нашим детям, смысл памятника вождю мирового пролетариата, стоящего на главной площади каждой захудалой деревеньки. "Ну, а завтра спросят дети, навещая нас с утра: Папы, что сказали эти кандидаты в доктора?.."
Представьте себе: Прилетают к нам инопланетяне и вычисляют, что на этой территории стоят тысячи, нет, десятки и сотни тысяч памятников одного и того же человека в разных позах... Интересно, о чём они станут докладывать на свой "мазэр-шип"? :)))

PS. Прошу слову "*лометр" присвоить мой собственный копирайт!
4-дек-2009 06:00 am - Интересно, о чём они станут докладывать на свой "мазэр-
- "На этой территории великая цивилизация, они уже умеют клонировать памятники и зомбировать людей".
4-дек-2009 01:16 am
В этом контексте весьма забавно вспомнить, что прототипом композиции Мухиной являются античные "Тираноубийцы". (Рада, что заметили и "задружили",но не знаю, идентифицировали ли, потому напоминаю место общения - лестницы и коридоры Таганского суда 2004 - 2005)
4-дек-2009 05:15 am
Не всё возвращают. Например, не демонстрируют фильм Ромма "Обыкновенный фашизм", и, даже, нигде о нём не упоминают.
http://neklud19.livejournal.com/2890.html
4-дек-2009 07:17 am
А что теперь? Воплощением чего должны стать рабочий и колхозница? Лужковской грусти по советскому прошлому? Кремлевской тоски по сильной руке? Разумеется, нам в тысячный раз будут повторять, что это часть нашей истории, и нельзя от нее отказываться. А про себя будут думать, что нельзя отказываться не только от символов, но и от сути умершего режима. Грани между символами прошлого, поклонением прошлому и возрождением прошлого так неопределенны.
А по-моему всё гораздо проще - http://www.gzt.ru/topnews/society/274762.html и какая разница воплощение чего...
4-дек-2009 08:34 am
Что-то знакомое навеяло: В.П.Аксенов. "Скажи изюм". Фото "Ежемесячная чистка" М.Огородников.
4-дек-2009 08:37 am - Символы
Вообще-то, если быть честным, то с символами всё гораздо сложнее, чем может показаться. Их значение меняется в зависимости от смысла, который вкладывает в них применяющий.
Перевёрнутая пентаграмма - символ Христа ("звезда светлая и утренняя" - Отк 22:16) и вифлеемской звезды (особенно с удлинённым нижним лучом, показывающим место рождения Спасителя) - вдруг превратилась в символ сатанистов. Свастика - символ жизненных циклов Земли и плодородия - стала нести полное негатива значение...

Предлагаю считать Мухинскую скульптуру символом семейного уклада с остатками домостроя - муж с молотом в руке намекает на поговорку "бьёт, значит любит", а жена машет серпом, ненавязчиво напоминая о супружеской верности. Символы мужа и жены жмутся друг к другу, показывая, как серо, одиноко и холодно в этом мире двум стальным существам.
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
This page was loaded ноя 18 2019, 7:25 pm GMT.