?

Log in

Александр Подрабинек
Украинский выбор 
10-дек-2013 04:28 pm

Евромайдан стал неожиданностью как для власти, так и для оппозиции. Как военные готовятся к старой войне, так и политики ожидают новых потрясений по старым сценариям. Жизнь, между тем, не стоит на месте.

В воскресенье 8 декабря митинг на площади Независимости собрал более миллиона человек. Они заняли всю площадь, все горки на подступах к отелю «Украина» и практически весь Крещатик. Такого здесь не было никогда. Даже во время оранжевой революции в 2004 году народу, по воспоминаниям очевидцев, было раза в два-три меньше.

Детонатором общественных протестов стал отказ президента Януковича от ассоциации с Евросоюзом. Но это был только детонатор. Взрывная сила протестов – в отказе от сложившейся системы власти. Всем осточертел Янукович с его «бандой», и отставка президента и кабинета – одно из главных требований Майдана.

Отказ Януковича от Евросоюза – это по большей части повод, а не причина нынешних общественных возмущений. Янукович дал его сам. Может быть, не предполагая последствий, а может быть, цинично рассчитывая на силу. Последние годы он не уставал твердить о европейском векторе развития Украины, полагая, очевидно, что это всего лишь удобный политический прием. Когда пришла пора выполнять обещания, он дал задний ход, спасая свою власть и авторитарные перспективы. Что могло взорвать украинское общество сильнее, чем наглый разворот украинской внешней политики на 180 градусов? Политики часто считают ложь нормой своего поведения, но им не следует забывать, что общество, как правило, отличается от них в лучшую сторону.

Миллион демонстрантов на улицах столицы это не митинг, это – революция. На гребне протестной волны – политическая оппозиция, но не она управляет Майданом, Майдан управляет ею. Оппозиционеры подтягиваются под требования общества, они стараются соответствовать настроению улицы, и у них это, надо признать, получается гораздо лучше, чем у российской оппозиции два года назад.

Лидеры оппозиции предлагают свои программы действий. У кого три пункта, у кого – четыре, у кого – десять. Все настроены решительно. Выступают по-разному. Лидер партии «Удар» боксер Виталий Кличко говорит медленно, подбирая слова с некоторым трудом. Лидер «Батькивщины» Арсений Яценюк интеллигентен, говорит складно, но интеллигенты редко пользуются широкой популярностью. Лидер националистической «Свободы» Олег Тягнибок неудержим и кипуч, но это не способно заменить содержательную часть его выступлений. Наиболее убедителен Юрий Луценко – бывший министр внутренних дел, недавний политзаключенный, несомненный оратор и перспективный лидер оппозиции.

Все понимают, что нельзя останавливаться. Действительно, гражданский протест – это как езда на велосипеде: остановишься – упадешь. Днем в воскресенье Яценюк предложил заблокировать весь правительственный квартал, что в течение примерно двух часов и было сделано. «Мы расширяем наш протест», – объявил Яценюк.

Не знаю, учитывают ли лидеры украинской оппозиции российский опыт беспомощного стояния на Болотной площади в 2011-2012 годах, но наших ошибок они, похоже, повторять не намерены. Они развивают свой протест и пока остаются инициаторами событий. Оппозиция делает первый ход, а власть вынуждена на него как-то реагировать.

Как именно будет реагировать власть – большой вопрос. Он решается как раз в эти дни. Без сомнения, «президент» Путин нашептывает своему украинскому дружку соблазнительные сценарии силового разгона. Янукович следует им частично. В ночь на вторник, не вступая в открытый конфликт с демонстрантами, милиция разобрала баррикады и начала вытеснять протестующих из правительственного квартала. Правительство пытается перехватить инициативу и принудить Майдан к обороне. Если Янукович все-таки решится на открытое применение силы против демонстрантов, это будет конец его политической биографии. Украинское общество уже не такое как наше, и российские сценарии здесь не сработают. Похоже, в Украине сложилось настоящее гражданское общество. Об этом свидетельствуют и масштабы протеста, и повод для выступления.

Миллион протестующих в трехмиллионном Киеве – это не сто тысяч в 12-миллионной Москве. В Москве на протесты выходил 1% населения; в Киеве – треть жителей. Конечно, есть на Майдане и приезжие, но не они составляют основную часть митингующих. Взбунтовалась столица, ее жители заняли часть мэрии и планируют создание подлинного самоуправления. Если это будет сделано, власть естественным образом перетечет в руки оппозиции и Украина пойдет по европейскому пути. Милиция, которая и сегодня не горит желанием пресекать протесты, легко перейдет под новое управление. Свидетельство тому – львовский и ивано-франковские отряды «Беркута», поддерживающие протесты.

Повод для выступления тоже свидетельствует о рождении настоящего гражданского общества. Людей возмутило не повышение цен, не безработица, не социальные проблемы, а пренебрежение будущим Украины. Так могут реагировать только граждане. В этом еще одно отличие украинского общества от российского.

Многие недоумевают, почему у Украины, Грузии или Прибалтики получается, а у России – нет. Причин, вероятно, много, но самой существенной мне кажется одна: у всех бывших советских республик есть угроза, от которой они вынуждены бежать. Есть имперский центр, который угрожает их независимости. Этот центр – Россия. Нам же по-настоящему не угрожает никто. Нам не от кого бежать, кроме самих себя. Мы сами себе враги. Изжить врага в себе гораздо труднее, чем избавиться от влияния опасного соседа. Мы обречены расплачиваться за нашу многовековую имперскую историю.

Бог даст, Украина избавиться от пагубного влияния российского авторитаризма и уйдет в Европу. Сейчас очень ясно видно, что она намерена разорвать с советским прошлым. В подтверждение этого в Киеве снесли памятник Ленину – основателю советского тоталитаризма и символу коммунистического порабощения. Это просто взбесило кремлевских пропагандистов. Они понимают, что разорвав с позорным прошлым, Украины уходит в европейское будущее, а мы со своими гранитными и бронзовыми истуканами рискуем остаться скоро в полном одиночестве.

Comments 
10-дек-2013 01:50 pm
Класс! Сформулировано четко! Не соглашусь, пожалуй, только с оценкой Луценко. Мало быть политзеком (при всем к вам уважении), нужно еще и в "несидящее" время соответствовать нормальным европейским стандартам политика. Напомню, что Луценко уже был министром МВД.
А про Грузию согласен полностью. До 2008 г. там были сильны российские мотивы, после войны как пелена с глаз упала.
10-дек-2013 04:03 pm
Вот когда Луценко возглавлял МВД - милиция была на порядок лучше.
Если вскрывались пытки в милиции - виновные и их начальники сразу летели с постов.
Даже на своей шкуре заметил: ко мне милиция не цеплялась. А при Кучме и при Януковиче думает, что у парня с длинными волосами можно найти травку.
10-дек-2013 06:09 pm
Это сравнение плохого с ужасным. Понятно, что сейчас милиция не в дугу, но и при Луценко она была не ахти. Лучше, но не так чтоб намного.
А сам Луценко... Франкфурт был весьма красноречив.
10-дек-2013 06:16 pm
А что Франкфурт (если отсеять лабуду)?

А Луценко уже более десяти лет как полевой командир майданов.
10-дек-2013 06:19 pm
Мне понравилось как Луценко выступал. У него в голове полный порядок и он очень ясно излагает свои соображения.
10-дек-2013 06:24 pm
Он мне больше всех нравится.
Жалко, что не хочет в президенты.
11-дек-2013 02:03 am
А Вы выступили?
Видео бы...
10-дек-2013 11:34 pm
Луценко - это человек революции. Она его вода, а он ее рыба. Так что сейчас его время и использует он его весьма рационально. Пусть у него получится.
Но в другое время, "мирное", он позволил себе то, за что клеймил врагов майдана. Напиться и требовать к себе особого отношения только на основании того, что он министр чьих-то внутренних дел. Это без лабуды и дело прошлое, но было очень досадно сознавать, что он пока не дозрел до уровня европейского политика.
10-дек-2013 11:43 pm
Начать с того, что в этой истории, как минимум, не все правда.
А тиражировали ее ригоналы на своем ТВ очень даже.
10-дек-2013 02:01 pm
Более миллиарда, хватит бредить. Там и пол лимона не было, причем далеко.
10-дек-2013 03:58 pm
Думаю, был миллион.
10-дек-2013 02:54 pm
Чепуха, по-моему.
Никуда она не уйдет. История слишком сложная штука, чтобы просто взять и уйти целому народу из-за нескольких бузотёров. Было бы это возможно - они ушли бы раньше.
10-дек-2013 03:58 pm
Уйдет.
По воле большинства народа.
И вопреки кучке олигархов, омоновцев и играющих в домино ветеранов кегебе.
10-дек-2013 04:49 pm
Народ... какой народ? Там несколько тысяч. Пусть сто тысяч. Да миллион даже. И это народ? Это креаклы. Для почти пятидесятимиллионной Украины - ничто!
10-дек-2013 04:54 pm
Украина - такая креативная страна, что в ней так много креаклов?
Вы нам льстите.

Что Вы повторяете всякую брехню с российского телевидения?
Там люди всех сословий.
Креаклы - не единственные, кому не нравится, когда в полицейском отделении натягивают на голову кулек, требуя признаться в нераскрытом преступлении.
10-дек-2013 05:02 pm
Я вообще телевизор не смотрю. Просто мы это все проходили. И у вас все пройдет...
10-дек-2013 05:53 pm
Вашими устами говорит зависть. У нас прошло, а в Украине вряд ли!
11-дек-2013 08:06 am
Эх, революционеры. Хотите все и сразу. А вам для развития демократии в России не позволяет собственная жадность к чужим капиталам.
10-дек-2013 03:37 pm
Блин,с 90-х не читал таких агиток почему у Украины, Грузии или Прибалтики получается, а у России – нет. Что там у переименованных получилось? Миллион демонстрантов на улицах столицы Пфф,а что не 50 млн?
10-дек-2013 03:42 pm
Украина - надежда России. Слава Украине.
10-дек-2013 03:57 pm
Вы не сказали о главной причине революции.
В ночь с 29 на 30 ноября, то есть сразу после проваленного саммита, власть жесточайше разогнала абсолютно мирный митинг. Студентов окружили, избивали дубинками, убегающих догоняли и опять же избивали.
Это для Украины беспрецедентно, такого у нас не было никогда, даже при выходе из СССР.
Это возмутило народ не менее, чем отказ от евроинтеграции.
Мы считаем, что если проиграем сейчас - будем жить уже в полицейском государстве.
(Удалённый комментарий)
10-дек-2013 05:11 pm
а в это время прокремлевский Мамонтов жестко пиарит события на майдане по центральному каналу
11-дек-2013 08:37 am
Александр, как всегда спасибо за анализ ситуации. У вас закралась небольшая ошибка: "В воскресенье 6 декабря...", но митинг был 8 декабря.
11-дек-2013 08:56 am
Спасибо, исправил.
This page was loaded июл 28 2017, 2:42 pm GMT.